Интервью с Максимом Мжельским, создателем движка LiveStreet

В последнее время социальные сообщества пользуются все большей и большей популярностью. Так социальная сеть Facebook насчитывает около 60 миллионов пользователей, на одноклассниках зарегистрировано порядка 11 миллионов человек. Сеть ВКонтакте бьет рекорды по популярности, а Мой Мир от сервиса Mail.ru и вовсе может похвастаться тем, что все кто имеют почтовый ящик на этом сервисе, так или иначе туда хоть раз, но заходили. Кроме простых пользовательских социальных сетей также активно развиваются профессиональные или узконаправленные социальные сообщества, примером может послужить всем известный ресурс Хабрахабр, где собирается большое количество пользователей непосредственно связанных с IT-индустрией, а также наше сообщество журнал MSDeveloper.RU для разработчиков Microsoft. Я решил связаться с Максимом Мжельским, создателем движка LiveStreet и пообщаться с ним на разные темы.

Станислав Горнаков: Максим, здравствуйте! Начнем с вопроса не относящегося к LiveStreet. Расскажите, пожалуйста, немного о себе, где вы живете, где работаете, где учились, сколько вам лет и какие у вас интересы? Думается, многим нашим читателям будет интересно познакомиться с вами поближе.

Максим Мжельский: Приветствую всех читателей журнала! Мне 27 лет, родом из далекого холодного сибирского края – Кузбасс. Там я закончил физфак, можно сказать, стал физиком-ядерщиком. Но еще со школы проявился интерес к программированию, так постепенно через Pascal (Delphi) добрался до PHP и до сих пор на нем остаюсь. Два года назад перебрался в Москву – пригласили работать в отделе разработок мобильных сервисов в одной компании. Сейчас работаю в проекте turometr.ru – туристическая социальная сеть, построенная как раз на базе LiveStreet. Кроме кодинга увлекался футболом и компьютерной стрелялкой Day of Defeat. Был инициатором движения DoD у себя в городе Кемерово, организовывал чемпионаты, проводил мастер-классы. В Москве даже умудрился занять второе место на чампе с командой Angriff.

Вопрос: LiveStreet — это относительно молодой движок и сейчас релиз в цифровом исчислении остановился на цифре 0.5, но активно готовится версия за номером 0.6. Как и когда пришла идея в создании движка LiveStreet? Это был осмысленный шаг или все же некое спонтанное увлечение, переросшее в нечто большее, чем казалось сначала?

Ответ: Идея родилась на волне популярности Хабра и его изюминке, когда сообщество само генерирует контент и определяет, что ему интересно, а что нет. Получается некая сеть с саморегуляцией. В то время для построения такой сети уже были готовые решения, но их функционал и архитектура оставляли желать лучшего. В этот момент и было принято решение написать свой бесплатный продукт — движок блого-социальной сети. Кстати, термин «блого-социальная сеть» насколько я знаю, связан как раз с появлением LiveStreet. Сначала, как вы уже заметили, это было обычным увлечением. Но постепенно с ростом популярности движка увлечение переросло, во что-то более серьезное. У движка появилось своё сообщество, активно посыпались как багрепорты, так и идеи по улучшению и развитию проекта. Стал на себе ощущать ответственность перед этим самым сообществом и понял, что отступать некуда. С тех пор и продолжаю активное развитие LS.

Вопрос: LiveStreet распространяется бесплатно на базе лицензии GPL 2.0. Почему решили развивать движок именно таким путем?

Ответ: Как уже говорил, проект изначально был как увлечение, поэтому цели заработать на его продажах не было. Да и неизвестно, был бы спрос на подобный платный продукт.

Вопрос: LiveStreet ориентирован в большой степени на социальные сообщества, какой стандартный функционал на данный момент реализован в движке и что пользователь, поставивший LiveStreet, в итоге будет иметь на своем сайте?

Ответ: На данный момент основной функционал похож на Хабрахабр, но постепенно мы начинает отходить от этого и развивать проект по своему уникальному направлению. Некоторые вещи в LS уже уникальны, например, внутренняя почта(inbox) самая продвинутая из аналогов. Если чуть подробнее, то после установки пользователи получают – возможность ведения персональных и коллективных блогов, голосовать за понравившийся материал и выводить его на главную страницу, рейтинг пользователей сообщества с системой регулирования через параметры «сила» и «рейтинг», возможность коллективной переписки в личных сообщениях, через удобную ajax систему комментировать материал, добавлять в избранное (закладки). Это что касается базового функционала. Так же есть множество как бесплатных, так и платных модулей от сторонних разработчиков, значительно расширяющих функционал движка.

Вопрос: На ваш взгляд все эти кармы, рейтинги, голосования друг за друга, на базе которых многое строится в LiveStreet – это оправданный, скажем так, элемент игры? Ведь не секрет, что порой на том же Хабрахабр ситуация с голосованием (увеличение или уменьшение рейтинга и кармы пользователя и его статьи) доходит просто до абсурда. Например, мы намерено у нас на сайте MSDeveloper.RU отказались от такого механизма.

Ответ: Как не странно, но в большинстве сообществ именно этот элемент является движущей силой, правда на начальном этапе он проявляется немного в меньшей степени. Ведь люди склонны к тщеславию, возможности как-то выделиться среди других, заслужить уважение. В конце концов, всё это и сказывается на поведении человека в сообществе, а движок дает для этого подходящие инструменты.

Вопрос: Многие пользователи LiveStreet сами пытаются «прикрутить» к движку сторонние форумы. Как вы считаете, нужен ли в LiveStreet отдельный модуль форума и насколько сам форум вписывается в концепцию LiveStreet? Все-таки социальные сообщества — это несколько иной вид объединения пользователей, чем простой и привычный форум.

Ответ: Да, вы правы. Многие пользователи хотят использовать форум совместно с LS. Но мне кажется это больше движение по инерции, чем реальная необходимость. Ведь при переходе на движок LS меняется концепция представления информации, а для многих пользователей это в диковинку и они начинают чувствовать себя, что называется не в своей тарелке. Моё мнение – смешивать форум и блого-социалку не нужно. Хотя встречал в интернете проекты на базе LS со встроенным форумом, где форум в основном для «поболтать», а блоги уже для более серьезного обсуждения.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, подробнее о самой архитектуре движка. Интересно, как система устроена в общем виде?

Ответ: Архитектура построена на принципах MVC и позволяет довольно гибко менять логику работы, как самого движка, так и его внешнего вида. Есть механизмы для удобной кастомизации, при которой сохраняется возможность безболезненного обновления движка из репозитория. А в новой 0.4 версии появится функционал по использованию полноценных плагинов, это довольно сильный шаг для развития всего проекта. В целом архитектура не сложная и будет понятна практически любому, кто увлекается web-разработкой на PHP.

Вопрос: Многие жалуются на отсутствие в движке административной части. То есть, по сути, сейчас все настройки CMS делаются вручную через правку исходного кода тех или иных конфигурационных файлов системы. Что делается в этом направлении для улучшения и упрощения работы с LiveStreet?

Ответ: Мы уже начали работать над созданием полноценной панели управления (админки) и в новых версиях LiveStreet она обязательно появится. Так же сейчас есть довольно популярный бесплатный модуль «Админ панель» от пользователя avadim, который покрывает существенное количество задач по администрированию LS.

Вопрос: Что стоит в рабочих планах движка и что нового можно ожидать пользователям LiveStreet в ближайшее время?

Ответ: Планы Наполеоновские. Планируем сильнее развивать социальную составляющую движка, реализацию мощного механизма для создания персональных лент контента, создание контрольной панели, запуск международной версии промо-сайта для оценки спроса на подобные движки зарубежом и множество мелких изменений/улучшений. Так что следите за новостями!

Максим, спасибо за интервью, желаем вам личных успехов, а LiveStreet дальнейшего процветания и побольше «вкусных плюшек» для пользователей движка!

Вам спасибо и удачи вам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите совй комментарий
Введите свое имя

шесть + 3 =

Популярное